Антифаер
Save lives and dreams!
связаться
Заказать обратную связь
...Подождите, идет отправка

FAQ. Ответы на вопросы и советы экспертов

«Антифаер» - надежная пожарная безопасность Ваших объектов!

Как проводятся проверки органами государственного пожарного надзора

С органами государственного пожарного надзора приходится сталкиваться едва ли не всем предприятиям и организациям. Ведь, как показывает практика, проверки пожарными инспекторами хозяйствующих субъектов занимают одно из первых мест в рейтинге проверок. В чем же состоят такие проверки, как часто они могут осуществляться, какие санкции могут применяться к предприятиям за нарушение правил пожарной безопасности?

Какие функции органов госпожнадзора

Обеспечение пожарной безопасности является составной частью производственной и другой деятельности должностных лиц, работников предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей. Это должно быть отражено в трудовых договорах (контрактах) и уставах предприятий, учреждений и организаций.

Государственным контролем в сфере техногенной и пожарной безопасности (проверками) занимаются инспекторы органов Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора являются государственными инспекторами по пожарному надзору и наделены широкими полномочиями, в том числе право на проведение плановых и внеплановых проверок, а также на применение штрафных санкций.

Предприятиям чаще приходится сталкиваться с пожарными инспекторами местных органов госпожнадзора, которые имеют право:

  • проводить в любое время проверки помещений в присутствии собственника или его законного представителя, который обязан давать инспектору пояснения и предоставлять необходимые документы, касающиеся пожарной безопасности;
  • выдавать обязательные для выполнения предписания и распоряжения;
  • осуществлять контроль за выполнением противопожарных требований, предусмотренных стандартами, нормами и правилами, при проектировании (выборочном) строительстве, реконструкции, расширении или техническом переоснащении, капитальном ремонте предприятий, зданий, сооружений и других объектов. В случае выявления нарушений запрещать к их устранению выпуск и применение проектов, останавливать проведение строительно-монтажных работ и вносить предложения по прекращению финансирования этих работ;
  • проверять наличие документов, дающих право выполнения пожароопасных работ;
  • проводить согласно действующему законодательству проверки и дознание по сообщениям и заявлениям о преступлениях, связанных с пожарами и нарушениями правил пожарной безопасности;
  • привлекать к административной ответственности должностных лиц и работников предприятия в случае нарушения правил пожарной безопасности и невыполнения распоряжений пожарной службы;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях в случае выявления факта осуществления хозяйственной деятельности в сфере пожарной безопасности, подлежащего лицензированию по закону, без получения соответствующей лицензии, осуществления хозяйственной деятельности без получения разрешения органа госпожнадзора на начало работы предприятий и аренду помещений, а также предоставление субъ ектом хозяйствования органа госпожнадзора недостоверной информации о соответствии материально-технической базы требованиям законодательства или в случае явно ошибочного вызова пожарной охраны;
  • применять к предприятию штрафные санкции нарушение правил пожарной безопасности и невыполнение распоряжений пожарной службы.

Каков порядок организации проверок

Порядок проведения плановых (внеплановых) проверок соблюдения субъектом хозяйствования требований законодательства в сфере гражданской защиты, техногенной и пожарной безопасности утвержден Приказом Министерства внутренних дел Украины от 02.11.2015 г. № 1337.

Государственным контролем в сфере техногенной и пожарной безопасности (проверками) занимаются инспекторы органов Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям.

Должностные лица ГСЧС Украины и ее территориальных органов осуществляют государственный надзор (контроль) в сфере гражданской защиты, техногенной и пожарной безопасности путем проведения плановых и внеплановых проверок состояния соблюдения и выполнения субъектами требований требований законодательства по гражданской защиты, техногенной и пожарной безопасности.

Проверки проводятся по адресу расположения объектов проверок предприятия в рабочее время, установленное правилами внутреннего трудового распорядка, в присутствии руководителя или его заместителя, или уполномоченного лица предприятия.

Субъекты хозяйствования обязаны беспрепятственно допускать должностных лиц ГСЧС Украины или ее территориальных органов для осуществления осмотра (обследования) зданий, помещений, сооружений, оборудования, территории, предоставлять для ознакомления документы, образцы продукции, объяснения, справки, сведения, материалы по вопросам , возникающие при осуществлении мер государственного надзора (контроля) в указанной сфере, как и их копии в случае необходимости порядке, определенном законодательством.

Как проводятся плановые проверки инспекторами ГСЧС Украины

Плановые проверки проводятся в соответствии с планами проверки, которые ежеквартально утверждаются ГСЧС Украины или ее территориальными органами и публикуются на их официальном веб-сайте. Проверки пожарной безопасности являются одними из наиболее частых визитов контролирующих органов. Планирование мероприятий государственного надзора (контроля), в том числе проводимых ГСЧС, осуществляется в соответствии с Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Каждый год до 15 октября Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям публикует Годовой план - документ, в котором можно найти предупреждение о визите инспекции в будущем году; а также вносят сведения в Пилотный модуль интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля).

Периодичность осуществления плановых проверок хозяйствующих субъектов определяется с учетом Критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере техногенной и пожарной безопасности, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины.

Как часто проводятся плановые проверки пожарной безопасности

Частота плановых проверок осуществляется с такой периодичностью:

  • с высокой степенью риска - не чаще одного раза в 1 год;
  • со средней степенью риска - не чаще одного раза в 3 года;
  • с незначительной степенью риска - не чаще одного раза в 5 лет.

План-график проверок публикуется на официальном сайте ГСЧС http://www.dsns.gov.ua/ru/ .

В первую очередь проверки ГСЧС касаются субъектов с высокой степенью риска — автозаправочного, гостиничного, ресторанного, промышленного бизнеса.

Критерии, согласно которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере техногенной и пожарной безопасности Государственной службой по чрезвычайным ситуациям утверждены постановлением КМУ от 5 сентября 2018 г. № 715.

Проверка производится на основании приказа. Приказ должен содержать:

  • наименование/фамилия, имя и отчество предприятия;
  • местонахождение/место жительства предприятия и адрес расположения объекта проверки;
  • предмет проверки;
  • дату начала и дату окончания проверки;
  • должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, осуществляющего проверку.

На основании приказа на проведение проверки оформляется удостоверение на проведение проверки (приложение 1).

В удостоверении на проведение проверки указываются:

  • наименование структурного подразделения ГСЧС Украины или его территориального органа, осуществляющего проверку;
  • тип проверки (плановая или внеплановая);
  • наименование субъекта хозяйствования - юридического лица и/или его обособленного подразделения или фамилию, имя и отчество физического лица - предпринимателя, в отношении которого осуществляется проверка;
  • местонахождение/место жительства предприятия и/или его обособленного подразделения и адрес расположения объекта проверки, по которому осуществляется проверка;
  • номер и дата приказа ГСЧС Украины или его территориального органа, согласно которому осуществляется проверка;
  • дата начала и дата окончания проверки;
  • должностные лица ГСЧС Украины или ее территориального органа, которые будут осуществлять проверку, с указанием их должностей, фамилий, имен и отчества;
  • предмет и основание для проверки;
  • информация о проведении предварительной проверки (тип и срок ее осуществления).

ГСЧС Украины или ее территориальный орган осуществляет плановую проверку при условии письменного уведомления предприятия о проведении плановой проверки не позднее чем за 10 дней до дня ее осуществления.

Уведомление о проведении плановой проверки (приложение 3) направляется заказным письмом с уведомлением о вручении (телефонограммой) за счет средств ГСЧС Украины (ее территориального органа) или вручается лично под расписку руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования.

В случае направления уведомления о проведении плановой проверки заказным письмом с уведомлением о вручении (телефонограммой) плановая проверка осуществляется не ранее чем через пятнадцать дней со дня отправки субъекту хозяйствования такого уведомления.

Продолжительность плановой проверки определяется в зависимости от площади (территории) объекта проверки, количества зданий, помещений и участков, находящихся в собственности или пользовании хозяйствующих субъектов, а также степени риска от осуществления хозяйственной деятельности, но не может превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства – 5 рабочих дней, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с Законом Украины от 22.03.2012 № 4618-VI и Хозяйственного кодекса Украины малым предпринимательством считается предприятие, имеющее до 50 наемных работников и годовой доход не более эквивалент 10 млн. евро.

Как проводятся внеплановые проверки инспекторами ГСЧС Украины

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

1) представление субъектом хозяйствования письменного заявления в ГСЧС Украины или его территориальный орган об осуществлении проверки по его желанию;

2) проверка выполнения предприятием предписаний, распоряжений или других распорядительных документов об устранении нарушений требований законодательства в сфере гражданской защиты, техногенной и пожарной безопасности, выданных по результатам проведения плановых проверок;

3) обоснованное обращение физического лица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав. В случае поступления такого обращения в территориальные органы ГСЧС Украины внеплановая проверка осуществляется только при наличии согласия ГСЧС Украины на ее проведение;

4) наступление аварии, иного опасного происшествия, связанного с деятельностью предприятия.

Понятно, что при наличии хотя бы одной из подобных причин проверка проводится без предупреждения.

Приказ и удостоверение выдаются так же, как при плановой проверке.

При проведении внеплановой проверки выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления этого мероприятия, с обязательным указанием этих вопросов в удостоверении проведения проверки.

Срок осуществления внеплановой проверки не может превышать 10 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства – 2 рабочих дней, если иное не предусмотрено законом.

Продление срока проведения какой-либо проверки не допускается.

Что нужно знать о проверках инспекторами ГСЧС Украины

Перед началом как плановой, так и внеплановой проверки инспектор обязан предъявить руководителю предприятия или уполномоченному им лицу удостоверение на проверку и свое служебное удостоверение, удостоверяющее должностное лицо органа Гостехногенбезопасности Украины.

Должностное лицо ГСЧС Украины или его территориального органа без удостоверения проведения проверки и служебного удостоверения не имеет права ее осуществлять.

Предприятие имеет право не допускать должностных лиц ГСЧС Украины или ее территориального органа к осуществлению проверки, если последние не предъявили указанные выше документы. Перед началом осуществления проверки должностное лицо ГСЧС Украины или его территориального органа вносит запись в журнал регистрации проверок субъекта хозяйствования (при его наличии) об осуществлении проверки.

Важно помнить, что недопущение инспекторов к проведению проверки по другим основаниям, чем это предусмотрено в Приказе, может подвергаться созданию препятствий для деятельности, являющейся административным правонарушением, за которое на нарушителя налагается взыскание в виде штрафа от 34 до 170 грн. (ст. 188-8 КУоАП Украины)

Должностные лица ГСЧС Украины или ее территориальных органов при осуществлении проверок имеют право:

  • проводить осмотр (обследование) объекта проверки, проверять организацию работы и выполнения требований законодательства в сфере гражданской защиты, техногенной и пожарной безопасности, а также документов или предметов по вопросам, возникающим при проверке, если это предусмотрено законом;
  • получать при осуществлении проверки от должностных лиц субъекта хозяйствования справки, документы, в том числе проектную документацию по объекту проверки и другие материалы, объяснения и сведения по вопросам, возникающим при проверке;
  • требовать от предприятия устранения выявленных нарушений требований законодательства по гражданской защите, пожарной и техногенной безопасности;
  • требовать прекращения действий, препятствующих осуществлению проверки;
  • обращаться в установленном законом порядке в суд в случае недопущения должностных лиц ГСЧС Украины или ее территориальных органов до проведения проверки в целом или отдельных помещений объекта проверки, которая осуществляется в установленном законодательством порядке, с требованием об обязательстве субъекта хозяйствования обеспечить допуск к проверке в целом или части помещений объекта проверки;
  • предоставлять (отправлять) субъектам хозяйствования обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений законодательства;
  • привлекать к административной ответственности должностных лиц и граждан, виновных в нарушении установленных законодательством требований гражданской защиты, пожарной и техногенной безопасности, невыполнении предписаний и постановлений должностных лиц ГСЧС Украины или ее территориальных органов;
  • требовать прекращения действий, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
  • фиксировать процесс осуществления проверки на средства аудио- и видеотехники с предоставлением копии записи руководителю или уполномоченному им лицу предприятия;
  • обращаться в административный суд относительно применения мер реагирования в виде полной или частичной остановки до полного устранения нарушений требований законодательства в сфере гражданской защиты, техногенной и пожарной безопасности работы предприятий, отдельных производств, производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, объектов, сооружений, цехов , участков, отдельных помещений, а также машин, механизмов, оборудования, транспортных средств, остановки проведения работ, в том числе строительно-монтажных, выпуска и реализации пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты, предоставления услуг, если эти нарушения создают угрозу жизни и /или здоровью людей;
  • применять административно-хозяйственные санкции нарушение требований законодательства в сфере гражданской защиты, техногенной и пожарной безопасности согласно закону.

Должностные лица ГСЧС Украины или ее территориальных органов, осуществляющих проверку, обязаны:

  • полно, объективно и беспристрастно осуществлять проверку внутри полномочий, предусмотренных законом;
  • соблюдать деловую этику во взаимоотношениях с субъектами хозяйствования;
  • не вмешиваться и препятствовать осуществлению хозяйственной деятельности во время осуществления проверки;
  • обеспечивать неразглашение информации с ограниченным доступом, коммерческой тайны и другой информации предприятия, что становится доступной при осуществлении проверки;
  • ознакомить руководителя субъекта хозяйствования или его заместителя или уполномоченное им лицо с результатами проведенной проверки в сроки, предусмотренные законом;
  • оказывать субъекту хозяйствования консультационную помощь по осуществлению проверки;
  • неукоснительно соблюдать требования Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности", Кодекса гражданской защиты Украины и этого Порядка. За нарушение установленного указанными нормативно-правовыми актами порядке осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) должностные лица ГСЧС Украины или его территориальных органов несут ответственность в соответствии с требованиями действующего законодательства;
  • соблюдать установленные законодательством ограничения по охране государственной тайны, служебной информации и правилам пропускного и внутриобъектового режимов.

Как подготовиться к проверке

Предприятию следует провести аудит своих помещений перед визитом инспекции. Обратить внимание в первую очередь нужно на:

Наличие огнетушителей. Огнетушители должны быть в достаточном количестве расставлены в соответствии с планом эвакуации. Должен вестись также Журнал учета огнетушителей.

Кран-комплекты должны быть подписаны и пронумерованы, на видном месте должен быть указан номер пожарной охраны. Необходимо иметь журнал учета и технического обслуживания кран-комплектов.

Пути эвакуации должны быть всегда свободны, направления к ним должны быть обозначены специальными указателями (белые стрелочки на зеленом фоне), расположенные на потолке или стенах.

В серверных помещениях должно быть установлено автоматическое пожаротушение. Если у вас есть система пожарной сигнализации, вы должны иметь Договор по ее обслуживанию с подрядной организацией, журнал учета технического обслуживания, акты приема и ввода в эксплуатацию установок противопожарной защиты.

Если на предприятии есть склады, важно знать, что в соответствии с разд. VI п. 9 приказа КМУ «Об утверждении правил пожарной безопасности Украины» от 30.12.2014 г. № 1417:

  • на складах не разрешается совместное хранение материалов с разными физико-химическими свойствами;
  • в складских помещениях допускается использовать стеллажи из горючих материалов высотой не более 3 м с обеспечением проходов между стенами и стеллажами в ширину не менее 1 м. При отсутствии приборов отопления стеллажи могут устанавливаться вплотную к стенам. Конструкции стеллажей (в том числе полки) высотой более 3 м должны производиться из негорючих материалов;
  • при применении бесстеллажного способа хранения материалы должны укладываться в штабеля. Ширина проходов между штабелями должна быть не менее 1 м;
  • запрещено хранить продукцию навалом;
  • к хранению легковоспламеняющихся и горючих веществ в складских помещениях выдвигается отдельный ряд требований, подробно ознакомиться с ними можно в разд. VI п. 9.2 ППБУ.

Требования по пожарной безопасности по эксплуатации электрооборудования и электросетей:

  • электрооборудование и электрощитовые должны размещаться на расстоянии не менее 1 метра от горючих материалов;
  • электрощитовые должны закрываться на ключ, иметь однолинейную схему электроснабжения;
  • на предприятиях запрещено использование удлинителей, а также оборудование, имеющее поврежденную изоляцию;
  • розетки, выключатели и подобные аппараты должны быть установлены на негорючей основе.

Что могут/не могут делать проверяющие

Проверяя в первую очередь будут обращать внимание на то:

  • свободны ли пути эвакуации пострадавших;
  • есть ли свободный подъезд для специализированной техники;
  • как налажено уведомление сотрудников об опасности;
  • проверяются ли знания персонала о том, как нужно действовать в условиях чрезвычайной ситуации.

Пожарная проверка офиса определяет соответствие розеток повышенной нагрузке при пользовании электрочайником, микроволновкой, отопительными приборами. Изучаются акты об инструктаже персонала при поступлении на работу.

Инспекторам необходимо выполнять такие условия при проведении проверки – соблюдение годовых планов проверок и их периодичности, заблаговременность уведомления о проведении проверки, наличие у инспекторов ГСЧС документов на проведение соответствующей проверки.

Несоблюдение любого из приведенных требований является основанием для обжалования результатов проверки и может быть использовано как аргумент в споре с ГСЧС.

Какие документы нужно предоставить проверяющему

При проверке ГСЧС может запросить документ о регистрации фирмы, лицензии, договоры о собственности, аренде, лизинге помещений.

Первое, о чем спросит инспектор, — наличие Декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности. Настоящая Декларация должна представляться субъектом хозяйствования в ГСЧС перед началом работ.

На предприятии должны быть исполнены замеры сопротивления изоляции. Такие измерения производят квалифицированные подрядные организации. Поэтому при организации на своем предприятии данных работ необходимо пригласить скан-копию удостоверений специалистов-исполнителей.

Проверяют также следующие документы:

  • Приказ по предприятию о назначении ответственного ПБ, а также удостоверение этого человека и протокол проверки знаний к нему.
  • Приказ о введении противопожарного режима на предприятии. Приказ устанавливает общие правила соблюдения пожарной безопасности.
  • Инструкции по пожарной безопасности, согласно профилю вашего предприятия.
  • Планы эвакуации на случай пожара отвечают текущим площадям.
  • Программы и журнал проведения инструктажей.

Также важно отметить, что перечень не исчерпывающий, ведь у каждого предприятия своя специфика работы и свои требования.

Как оформляются результаты проверки

По результатам проведенной проверки составляется акт проверки.

В случае если руководитель предприятия или уполномоченное им лицо делает письменные замечания относительно проведения проверки, эти замечания являются неотъемлемой частью акта проверки, который подписывается с замечаниями.

В случае отсутствия нарушений требований законодательства в сфере гражданской защиты, техногенной и пожарной безопасности должностное лицо ГСЧС Украины или его территориального органа, которое осуществляло проверку, докладывает соответствующим рапортом руководителю ГСЧС Украины или ее территориального органа или заместителю руководителя, к полномочиям которого в соответствии с распределением обязанностей язков отнесен вопрос государственного надзора (контроля).

На основании рапорта руководитель ГСЧС Украины или ее территориального органа или заместитель руководителя, к полномочиям которого в соответствии с распределением обязанностей отнесен вопрос государственного надзора (контроля), письмом уведомляет субъект хозяйствования об отсутствии нарушений по результатам осуществления проверки.

На основании акта проверки, в случае выявления нарушений требований законодательства, создающих угрозу жизни и/или здоровью людей, ГСЧС Украины или ее территориальный орган обращается в порядке и сроки, установленные законом, с соответствующим иском в административный суд о применении мер реагирования в виде полной или частичной остановки работы предприятий, отдельных производств, производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, объектов, сооружений, цехов, участков, отдельных помещений, а также машин, механизмов, оборудования, транспортных средств, остановки проведения работ, в том числе строительно-монтажных, выпуска и реализации пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты, предоставление услуг – до полного устранения нарушений требований законодательства.

При наличии на объекте проверки других нарушений должностным лицом ГСЧС Украины или его территориального органа на основании акта проверки составляется предписание об устранении нарушений требований законодательства в сфере гражданской защиты, техногенной и пожарной безопасности.

В предписание включаются неустраненные нарушения, выявленные при проведении предварительных проверок, с указанием сроков, которые предлагались для их устранения, и предлагаются новые сроки устранения нарушений. При этом указываются новые нарушения, обнаруженные во время проведения проверки, и сроки их устранения.

В случае несогласия с предложенными к устранению нарушениями или сроками их устранения руководитель субъекта хозяйствования или уполномоченное им лицо вправе обжаловать предписание ГСЧС Украины или суда. Как сложить иск в админсуд читайте в Инструкции «Административный суд должен защитить от произвола чиновников».

Важно! Если нарушения, указанные в предписании, не устранены, это может стать причиной привлечения к административной ответственности по ст. 188-8 КУоАП Украины.

Случаи, когда проверки не производятся:

  • Физическое лицо-предприниматель не является плательщиком налога на добавленную стоимость и отнесено к предприятиям с малой и средней степенью риска от хозяйственной деятельности.
  • Юридическое лицо находится на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности и отнесено к предприятиям с малой и средней степенью риска от хозяйственной деятельности (Закон Украины от 23.02.2012 года № 4448-VI).
  • Предприятие заключило договор страхования гражданской ответственности перед третьими лицами о возмещении возможного ущерба. Касается только внеплановых проверок (Указ Президента Украины от 23.07.1998 № 817/98).

Какие типичные нарушения могут быть со стороны органов ГСЧС Украины

  • Плановая проверка проходит в непредвиденное планом проверок время или с нарушением периодичности.
  • Приказ о проведении проверки или удостоверение о проведении проверки содержит данные, не соответствующие наименованию, адрес объекта проверки и невозможно установить их принадлежность конкретному объекту проверки.
  • Нарушены сроки уведомления о проведении плановой проверки.
  • Проверка осуществляется при отсутствии собственника, арендатора объекта проверки или их уполномоченных лиц.
  • Владельцу, арендатору объекта проверки или их уполномоченным лицом не предоставлено для ознакомления служебное удостоверение инспектора органа ГСЧС Украины и не предоставлена копия удостоверения на проведение проверки.
  • Инспектор органа Гостехногенбезопасности Украины не желает вносить запись в Журнал проведения проверок.
  • Инспектор органа Гостехногенбезопасности Украины после проведения проверки разглашает сведения, содержащие коммерческую тайну предприятия.
  • Отсутствие оснований для проведения внеплановых проверок.
  • Должностные лица Гостехногенбезопасности Украины, которые проводят проверку, выходят за пределы предмета (объекта) проверки, обязательно определяется приказом о проведении проверки.
  • Нарушены сроки проведения проверки.

Какая ответственность за нарушение пожарной безопасности для граждан и должностных лиц

Парламент принял ряд законов в сфере техногенной и пожарной безопасности, предусматривающих установление ответственности за препятствование в проведении проверок и уголовную ответственность за нарушение установленных законодательством требований в этих сферах.

Основные виды нарушений в сферах пожарной, техногенной безопасности и гражданской защиты, за которые установлена административная ответственность:

Нарушение установленных на воздушном, железнодорожном, морском и речном, воздушном транспорте правил пожарной безопасности – штраф. (ст. 120 КУоАП Украины).

Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, а также использование пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению – предупреждение или штраф. (ст. 175 КУоАП Украины).

Осуществление субъектом хозяйствования хозяйственной деятельности без декларации соответствия материально-технической базы субъекта требования требованиям законодательства в сфере пожарной безопасности – штраф как для граждан-субъектов, так и для должностных лиц.

Невыполнение предписаний и постановлений должностных лиц органа Гостехногенбезопасности Украины или создание препятствий для их деятельности – предупреждение или штраф (ст. 188-8 КУоАП Украины).

За совершение указанных правонарушений инспектор органа ГСЧС Украины, а также работник ведомственной, сельской пожарной охраны и члены добровольных пожарных дружин (команд), противопожарных объединений граждан составляют протокол об административном правонарушении, на основании которого орган ГСЧС выносит постановление об административном правонарушении, которым и налагается взыскание (ст.ст. 223, 255 КУоАП Украины).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу. Жалобу можно подать в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или районный, районный в городе, городской или горрайонный суд, в порядке, определенном Кодексом административного судопроизводства Украины ( 2747-15 ).

Принят Закон "О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и Уголовном кодексе Украины об усилении уровня ответственности за нарушение требований техногенной и пожарной безопасности"

Законом внесены изменения в статью 270 УК Украины, в которой вводится уголовная ответственность за нарушение требований техногенной и пожарной безопасности, если это причинен имущественный ущерб в большом размере или вред здоровью людей.

Законом также внесены изменения в статьи 175, 183, 1888, 223, 255 Кодекса Украины об административных правонарушениях в части увеличения размера штрафов за:

  • нарушение установленных законодательством требований техногенной и пожарной безопасности;
  • осуществление субъектом хозяйствования хозяйственной деятельности без декларации соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства в сфере пожарной безопасности и неисполнения предписаний, распоряжений и постановлений должностных лиц центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам государственного надзора (контроля) в сфере техногенной и пожарной безопасности;
  • заведомо ложный вызов специальных служб – штраф от пятидесяти до двухсот тысяч рублей.

Кроме того, вводится административная ответственность за создание препятствий для деятельности уполномоченных должностных лиц центрального органа исполнительной власти, реализующей государственную политику по вопросам государственного надзора (контроля) в сфере пожарной и техногенной безопасности, в том числе связанной с проведением проверок.

Дополнен Кодекс Украины об административных правонарушениях новой статьей 185-14 "Создание препятствий для деятельности уполномоченных должностных лиц центрального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор (контроль) в сфере техногенной и пожарной безопасности, в том числе связанной с проведением проверок". За деяния, определенные настоящей статьей предусматривается санкция в виде штрафа.

Предоставлена возможность судьям районных, районных в городах, городских или горрайонных судов рассматривать дела об административных правонарушениях.

Предоставлено право полицейским и должностным лицам органа государственного надзора (контроля) в сфере техногенной и пожарной безопасности составлять протоколы о правонарушениях.

Правонарушители могут не давать возможность оформить протокол по статье 185-14 Кодекса. Поэтому путем внесения изменений в статью 262 Кодекса об административных правонарушениях предоставлена возможность полицейским проводить административное задержание до установления личности правонарушителя в случае препятствования им деятельности уполномоченным должностным лицам центрального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор пожарной безопасности, в том числе связанной с проведением проверок. .

Какая ответственность предусмотрена для проверяющих по ГСЧС

Нарушение порядка осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, а именно:

  • нарушение сроков осуществления мер надзора (контроля);
  • нарушение периодичности осуществления плановых мер государственного надзора (контроля);
  • проведение мероприятий государственного надзора (контроля) при отсутствии оснований, установленных законом;
  • проведение плановых мероприятий государственного надзора (контроля) без своевременного письменного уведомления или с нарушением сроков такого уведомления, если необходимость и срок указанного уведомления установлены законом;
  • проведение внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля) без согласования соответствующего центрального органа исполнительной власти, если получение такого согласования обязательно в соответствии с законом;
  • осуществление мер государственного надзора (контроля) без применения акта проверки, содержащей перечень вопросов для проведения проверки выполнения требований законодательства в сфере хозяйственной деятельности;
  • нарушение установленного Законом Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" порядка отбора образцов продукции;
  • проведение проверки соблюдения требований законодательства, надзор (контроль) за соблюдением которого не входит в полномочия органа государственного надзора (контроля), установленные законом;
  • выдвижение требований по предоставлению документов, информации, образцов продукции, не относящихся к осуществлению мероприятия государственного надзора (контроля);
  • непредоставление или предоставление с нарушением установленного законом срока акта проверки, составленного по результатам мероприятия государственного надзора (контроля), - влечет наложение штрафа на должностных лиц органа государственного надзора (контроля).

Протокол об админправонарушения составляют уполномоченные лица центрального органа исполнительной власти, реализующие государственную политику в сфере развития предпринимательства, государственной регуляторной политики, государственной политики в сфере лицензирования, разрешительной системы.

Если вас заинтересовали отдельные вопросы, связанные с текущей темой или другие вопросы – вы всегда можете задать их нашим специалистам по телефону или заполнив форму на сайте.